Panther / история, производство и интересные факты о старейшем немецком предприятии по производству велосипедов

panther-1-800.jpg

Концерн Panther Fahrradwerke / Pantherwerke AG / относится к одному из самых старых германских предприятий производящих велосипеды.

История концерна началась в 1896 году, когда Ernst Kuhlman основал в городе Magdeburg предприятие по производству велосипедов Fahrradwerke. Компания процветала: в 1900 году предприятие получило статус акционерной компании Fahrradwerke AG, а в 1907 после покупки Magdeburger Pantherwerke, приняла имя PANTHER для названия своей компании – Pantherwerke AG. В 1908 году компания переместилась в Браушвейг / Braunschweig /, откуда началось триумфальное распространение продукции PANTHER не только в Германии, но и в других странах.

С 1925 года Pantherwerke AG начинает производить продукцию для детей / велосипеды, коляски /, а в 1933 году осваивает изготовление мопедов и мотоциклов.

panther-2-600.jpgpanther-3-300.jpg

С началом второй мировой войны деятельность Pantherwerke, как и любой другой германской компании того времени, перенаправляется на нужды немецкой армии. В составе индустриальной группы Braunschweig концерн Pantherwerke AG производил вооружение для немецкой армии. Наряду с производством велосипедов и мотоциклов осваивается выпуск противопехотных мин T.Mi 35 / до 1941 г. / и компонентов авиационного оборудования - кабины пилотов для самолетов Юнкерс Ju 352 / с 1943 г. /. Специфика производства Pantherwerke AG – отсутствие в выпускаемой продукции компонентов прямого уничтожения / например, танков или снарядов / или стратегического значения / нефти, ГСМ / – оказалась спасительной для компании. В 1944 году в ходе массированных бомбовых ударов англо-американскими авиационными группами заводов Braunschweig предприятия Pantherwerke AG оказались едва ли не единственными, которым удалось избежать полного разрушения.

После войны на предприятиях Pantherwerke AG начинается стремительный рост производства велосипедов. Для многих людей в то время автомобиль является недосягаемой роскошью – велосипед закономерно становится основным средством передвижения. «Велосипеды для всей семьи» - этот девиз PANTHER отражает настроение, которое царило в 40-50-х годах в мире. Национальные конкурсы «Miss Bicycle Queen» на всех континентах, мода на семейные велосипедные прогулки, стремительное развитие велоспорта… Успешное выступление на различных велогонках создавало хорошую репутацию PANTHER. Спортсмены-велосипедисты, такие как Anton Huber, August Lehr, Willi Arend и Thaddaus Robl становятся чемпионами мира на велосипедах PANTHER. В 1953 году продукция Pantherwerke AG отмечена экспертами BZ: велосипеды PANTHER благодаря своему качеству и долговечности признаны лучшими не только в США, но и в странах с «тяжелым» климатом – Африке и Индонезии. В 1956 году развитие автомобилестроения, и, в большей степени, все возрастающая доступность автомобиля, приводят к экономическому упадку в сфере производства велосипедов. Многие компании разорились и закрылись. Экономический кризис коснулся и Pantherwerke AG. В 1962 году происходит объединение Pantherwerke AG с компанией Schminke Fahrradwerke, а в 1963 году восстанавливается производство велосипедов в Браушвейге / Braunschweig /. 

1952panther-02.jpg1952panther-03.jpg

В настоящее время штаб-квартира концерна располагается в городе Lohne. Pantherwerke AG является одним из самых крупных немецких производителей велосипедов. В течение вот уже более столетия концерн производит высококачественные велосипеды, на которых выросло не одно поколение любителей велопрогулок и профессионалов-велогонщиков! 

Концерн Pantherwerke AG выпускает велосипеды под различными брендами: PANTHER, MINERVA, RUHRWERK, BAUER, GORICKE / традиционные велосипеды /, IDUKAH / спортивные /, PANTHER Junior / детские /. Некоторые известные компании, доверяя опыту и качеству европейского производителя, размещают на заводах концерна заказы на производство велосипедов под различными торговыми марками. 
Концерн Pantherwerke AG поддерживает выступление немецкой команды "BAUER Cycling-Team" / под брендом BAUER / и международной команды по даунхилу / downhill / / под брендом PANTHER /.
В настоящее время концерн располагает четырьмя заводами по производству велосипедов / 450000 шт. в год /, общий оборот которых превышает 70 млн. евро. Самый крупный из заводов, «Baltik Vairas», располагается в г. Шяуляе / Литва /. 

Производство PANTHER 

Завод «Baltik Vairas», хорошо известный еще с советских времен добротными велосипедами для подростков "Орленок", был основан в 1948 г. Назывался он тогда Шяуляйский велосипедно-моторный завод "Vairas". За первые тридцать лет своего существования "Вайрас" выпустил более 7,5 млн. велосипедов и около 3 млн. двигателей для мопедов. Уже позднее завод приобрел новое название - Baltik Vairas. А после распада СССР в 1992-1994 г. владельцами немецкого концерна Pantherwerke AG был выкуплен контрольный пакет, а затем и большая часть акций предприятия.

panther-6-300.jpgpanther-7-300.jpg


Модернизация производства и привнесение передовых технологий позволило в короткие сроки вывести предприятие на новый качественный уровень, отвечающий жестким требованиям европейских стандартов. «Baltik Vairas» производит ежегодно свыше 300000 велосипедов, большая часть из которых / до 80% / экспортируется в Германию. Также продукция завода реализуется в странах Скандинавии, Италии, Польше, России, Эстонии, Латвии, Литве. 
В настоящее время большинство заводов / в том числе европейских /, выпускающих велосипеды, на самом деле занимаются не производством, а сборкой велосипедов. Закупаются отдельно рамы, комплектация, наклейки, тара и выполняется сборка и отгрузка заказчику. Сам завод при этом ничего не разрабатывает, ни сваривает, ни красит – осуществляется только сборка. Большинство фирм, якобы производящих велосипеды, на самом деле являются владельцами торговой марки, которую можно купить, продать или сменить, что неоднократно случалось в последнее время даже с весьма именитыми и уважаемыми брендами. Эти фирмы, как правило, разрабатывают дизайн и спецификации, которые передаются на тот или иной завод / заводы /, которые в свою очередь выполняют сборку. В основном сборочные предприятия расположены в странах Юго-Восточной Азии - Тайване, Китае, Гонконге, Индии и незначительная часть в Европе и Америке. После сборки продукция обретает имя / обклеивается этикетками - стикерами /, упаковку и отправляется на склады заказчиков и дистрибьюторов. Кроме того, фирмам-брэндодержателям очень удобно прикрываться торговой маркой, которую в случае неудачи легко сменить. Следует ли удивляться, что некоторые модели под разными марками весьма похожи друг на друга не только навесными компонентами, но и дизайном рам. Все вышесказанное относится к массовой продукции и диктуется жесткой конкуренцией и экономической целесообразностью. Разумеется, серьезные, дорогие модели также могут заказываться на сборочных заводах, но при условиях малых объемов выпуска себестоимость изготовления такого эксклюзива резко возрастает. Кроме того, следует помнить, что, покупая продукцию brand name, немалый процент в себестоимости продукции составляет именно оплата brand name. И чем проще и дешевле модель, тем ощутимее эта составляющая относительно общей стоимости. Отсюда становится понятно, в чем невыгодность покупки моделей начального уровня "брэндовых" моделей, не несущих в себе особых новаций и высоких технологий. 

Технологии

Концерн Pantherwerke AG является производителем велосипедов, а не сборочной фирмой. Качество и успех велосипедов PANTHER обусловлены, прежде всего, передовыми технологиями производства, сборки и проверки качества выпускаемой продукции. Завод «Baltik Vairas» придерживается гибкой политики в отношении выбора-закупки комплектующих или их самостоятельного производства.

panther-4-600.jpg

В распоряжении разработчиков собственное Конструкторское бюро, полный производственный цикл - цеха сварки рам из легированных сталей / Cr-Mo, Hi-Ten /, станки CNC / ЧПУ /, выполняющие прецизионные фрезерные операции, самая современная и экологически чистая покрасочная линия от Wurster-Lactec / Германия / на основе водяных красок и порошковых лаков, сборочный конвейер и линия автоматизированной сборки колес от лидера в этой области Holland Mechanics. Алюминиевые рамы на заводе варят только вручную из сплава AA7020 T6 / Al Zn Mg /, по прочности существенно / не менее 20% / превосходящего сплав AA6061T6, известный по топ-моделям знаменитых американских марок. Этот сплав идет на изготовление Hi-End рам таких именитых брендов, как Nikolai, Grossman, Hot Chili, Pinarello и др. Для сварки рам применяется высококачественная технология TIG - электродуговая сварка в среде инертных газов / аргона и гелия /. На предприятии установлен комплекс автоматических складов MANCOMPACT, позволяющий на 40% сократить время забора материалов и отправки продукции по сравнению со стандартной складской технологией. 

panther-5-600.jpg

Особенно сильная тема предприятия «Baltik Vairas» - модели с колесом 28", приобретающие все большую популярность в европейских странах. И не случайно именно здесь некоторые известные фирмы - владельцы брэндов заказывают продукцию 28" под своей торговой маркой. 
Отдельно хотелось бы сказать о технологиях дизайнерских разработок. Конструкторские бюро на предприятиях Pantherwerke AG занимаются дизайнерскими разработками рам и компонентов велосипедов с применением передовой технологии 3D-CAD/CAM моделирования. Сердцем велосипеда является рама – материал, дизайн, технические характеристики. Для компании, производящей велосипеды превосходство в новом варианте рамы гарантируется только на 2-3 года. За это время производители дешевых моделей копируют и внедряют в свое производство отличительные особенности разработанной вашим производством рамы. Поэтому, темп развития определяется улучшением качества и повышением скорости внедрения в производство новых разработок. 3D-CAD/CAM моделирование позволяет еще на стадии проектирования создавать и испытывать прототипы рам и компонентов, вносить по результатам экспериментов и тестов конструктивные изменения, тем самым значительно сокращая время внедрения новых разработок. Для производства прототипа рамы не требуется создание новых технологических линий – модель «выпекается» из порошкового алюминия непосредственно в Конструкторском бюро, здесь же испытывается и дорабатывается. Несколько десятков часов такой работы на 3D-CAD/CAM оборудовании заменяет 3-4 года стандартных разработок, проб, испытаний и доводок изделия. Такая технология обеспечивает как выигрыш во времени, так и в качестве – прототип неоднократно тестируется на различные условия эксплуатации и нагрузки, выявляются слабые места, которые здесь же исправляются, и снова испытываются. На предприятиях Pantherwerke AG с помощью этих технологий разрабатываются многие модели велосипедов / например, Trekking и Fitness /, а также детских изделий / самокаты Scoodo /. 

Немного о качестве продукции

Немецкое качество известно во всем мире. Немецким оно остается и на заводе «Baltik Vairas». Каждая новая модель проходит обязательные испытания в специализированной тестовой лаборатории на оборудовании от Bike Machinery / Италия /. Собранную модель неделями "ломают" – т.е. подвергают испытаниям на вибрации, удары, статические и динамические нагрузки. Выдержавшие испытание модели соответствуют строгим нормам европейских стандартов. Далеко не все предприятия-изготовители имеют подобные лаборатории, а потому они проводят испытания своих моделей на «Baltik Vairas» . Не случайно завод дает 5 лет гарантии на рамы и вилки собственного производства. Кроме того, большинство изделий под маркой PANTHER имеет сертификат EURO 1, подтверждающий европейское происхождение большинства комплектующих и всего изделия в целом. Оборудование, используемое в велосипедах PANTHER, представлено высококачественными компонентами от Shimano, Rohloff и др.

panther-8-600.jpg

В модельном ряду PANTHER  и IPC представлены велосипеды с любым размером колеса – от 12" до 28", и самого различного назначения и класса. Это "горные", "внедорожные", туристические, городские, дорожные, "комфорты", складные, разборные, детские. Все модели подразделяются как по назначению, так и по классу, определяя стоимость изделий. Приятной неожиданностью для покупателя любой модели PANTHER будут колеса, собранные на ободах с двойными стенками / т.н. двойные обода /. Надо ли объяснять, что такие колеса имеют повышенную жесткость и прочность и при правильной эксплуатации надежно застрахованы от "восьмерок" и "эллипсов" на долгие годы.  Вряд ли найдется еще производитель, собирающий колеса для моделей начального уровня на двойных ободах. Не менее приятно удивляет широкий ассортимент моделей с планетарной втулкой от транснациональной корпорации SRAM-Sachs. Такая втулка имеет от 3 до 7 внутренних передач, а также ножной тормоз. Последняя модель от SRAM - втулка DUAL Drive имеет комбинированную конструкцию с внутренними и наружними передачами, общее сочетание которых 27. Для потребителя, не планирующего участие в спортивных соревнованиях, а также интенсивную эксплуатацию, на заводе специально разработан модельный ряд экономичного класса - MINERVA. Модели с маркой MINERVA имеют трехлетнюю гарантию на раму и вилку и прослужат верой и правдой долгие годы при условии правильной и умеренной эксплуатации. Очень  удобны при транспортировке и хранении модели с разборной рамой RUNO / 20", 24", 26" /. Такой велосипед разбирается за одну-две минуты на две половинки, и также быстро собирается. Поклонники складных моделей также найдут вариант для себя. Модель RONDO имеет очень низкую раму и самый малый вес из представленных на Российском рынке "складников", а также опции с 3 и 6 передачами. 

Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что среди такого многообразия моделей PANTHER, выпускаемых «Baltik Vairas», всегда найдется велосипед, отвечающий самым разнообразным и взыскательным требованиям покупателей.